1.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотые ворота»
ДООП «Золотые ворота» разработана для реализации в условиях Детской школы искусств «Традиция» на базе дошкольных образовательных учреждений пригородных территорий города Барнаула и направлена на формирование у учащихся старшего дошкольного возраста этнокультурного самосознания, стойкого интереса и потребности к коллективной фольклорно-творческой деятельности, бережному и ценностному отношению к миру материального и духовного этнокультурного наследия и коммуникабельности.
В процессе реализации программы осуществляется развитие и формирование специальных компетентностей учащихся (музыкально-слуховых и метроритмических) и общекультурных компетенций (освоение новых знаний в области традиционного устного народного творчества).
Программа опирается на базовые знания, умения, навыки, компетенции, приобретённые детьми в дошкольном учреждении и в семье.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, поэтому не предусматривает изучение учащимися теоретических основ содержания программы и носит практикоориентированный и интерактивный характер. Содержание программы осваивается учащимися преимущественно в игровых формах.
Содержание программы раскрывает использование различных форм и методов организации этнохудожественного обучения с учетом его синкретической и коллективной природы, индивидуальных психофизиологических и возрастных особенностей и способностей детей.
ДООП «Золотые ворота» рассчитана на 2 года обучения (стартовый уровень) и реализуется в сетевой форме с дошкольными образовательными организациями, когда происходит объединение ресурсов (от МБДОУ – дети, учебные помещения (площади); от МБУ ДО ДШИ «Традиция» - программа, педагог дополнительного образования, материально-техническое обеспечение программы) на основе коллаборации (сотрудничества) организаций для достижения общей цели – формирование основ нравственной личности, базирующейся на общечеловеческих ценностях и традиционной народной культуре.
Цель ДООП «Золотые ворота» – формирование базовых компетентностей ребёнка в области музыкального фольклора на основе развития музыкальных способностей, творческой одарённости, исполнительских навыков в рамках воспитания уважительного отношения к традиционной народной культуре, духовному наследию родного народа и других этносов, в пространстве традиционных форм бытования народной музыки, воспроизводства и воссоздания духа коллективной фольклорной деятельности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- освоение детьми разных жанров и форм фольклорного исполнительства и декоративно-прикладного творчества на основе развития эмоциональной сферы ребенка;
- включение детей в этнокультурную традицию как её носителей и продолжателей;
- формирование миропонимания ребенка, ощущения его причастности к традиционной народной культуре с целью формирования его этнокультурной само-идентичности.
Основной организационной формой реализации программы является учебное занятие в групповом формате. Учебный план предполагает организацию учебных занятий с периодичностью проведения 1 раз в неделю, 36 часов в год. Наполняемость детей в группах 10-15 человек, продолжительность занятий в соответствии с требованиями СанПиН – 30 минут.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
По окончании учебного процесса предполагается, что ребёнок может рассказать об основных праздниках народного календаря и сопутствующих им явлениях, исполнить музыкальное произведение, соответствующее определённому календарному периоду, исполнить народные бытовые танцы, исполнить произведения устного народного творчества (сказку, рассказ, быличку), знают и воспроизводят произведения малых форм фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, жеребьёвки и т.д.), знает функциональные обязанности взрослых и детей XIX – XX веков.