1.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наследие ремесел»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Наследие ремесел России и Алтая» предоставляет право каждому ребенку освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни.
При этом в ней используется важнейшее свойство народной культуры – её живая, органическая системность, позволяющая сформировать личность с целостным, нераздробленным миропониманием.
Системность народной культуры состоит в том, что средствами художественного языка в произведениях разных видов искусства выражено народное понимание сущностных связей, определяющих смысл жизни каждой отдельной личности и целого народа. Эти связи можно представить в виде трёх стержневых параметров, таких, как: человек и природа, человек и семья, человек и история. Именно они организуют жизнедеятельность любого народа в его историческом прошлом, настоящем и будущем. Понимание того, как решались эти сущностные для каждого народа и человека проблемы предками, помогает потомкам восстановить преемственность в развитии отечественной культуры, понять её место в мировом культурном процессе, найти соответствующие традициям современные новации в решении нынешних острых, социально-исторических, экологических, нравственно- эстетических и многих других проблем.
ДООП «Наследие ремесел России и Алтая» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики и специфики учебного процесса МБУ ДО ДШИ «Традиция», задач формирования у ребенка способности к познанию мира через чувства, эмоции, определенно устроенную деятельность. Доминирующее значение имеет направленность программы на формирование личностно-ценностных отношений ребенка к миру. Ведущая направленность программы – туристско-краеведческая. Это обусловлено тем, что программы этой направленности в системе дополнительного образования ориентированы на познание истории нашей Родины, своего региона, судеб соотечественников, семейных родословных, включают краеведение, музееведение и др. А любое ремесло или любимое занятие, как правило, идет из семьи.
Программа коллективно-авторская, ее содержание примерное, потому что к образовательному процессу привлекаются уникальные специалисты, в том числе и признанные народные мастера в области традиционных ремесел и декоративно-прикладного творчества, которые привносят все новые и новые старинные премудрости и секреты мастерства. Основная программа признана рецензентами авторским вариантом, опубликована в сборнике: Детский центр русской традиционной культуры: основные направления и содержания деятельности. Из опыта работы Детского центра русской традиционной культуры с. Власиха. Барнаул: изд-во АКИПКРО, 1997. – 134 с.
Программа модульная, каждый модуль – отдельная мастерская декоративно-прикладного творчества и ремесел. Программа реализуется по подгруппам, в одном классе работают 4 педагога дополнительного образования. Все мастерские распределены между педагогами – специалистами в определенной области. Модули можно комбинировать, убирать или добавлять новые.
Программа адресована учащимся от 5 до 18 лет.
Срок и объем освоения программы:
11 лет, 1728 часов (стартовый уровень – одна из программ «Наследники мастеров» или «Подмастерья»), из них:
Дисциплины |
Стартовый уровень (5-6 лет, 1-4 классы) |
Базовый уровень (5-6 классы) |
Продвинутый уровень (7-11 классы) |
|
Наследие ремесел России и Алтая |
|
4 года, 576 часов |
2 года, 288 часов |
5 лет, 720 часов |
Наследники мастеров |
2 года, 288 часов |
|
|
|
Подмастерья |
2 года, 288 часов |
|
|
|
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные, мелкогрупповая, индивидуальная формы организации занятий.
ДООП «Наследие ремесел России и Алтая» реализуется в формате исследовательско-прикладных мастерских «Ремесленное подворье» (гончарное искусство, глиняная игрушка, игрушки и сувениры из рогоза и травы, игрушка Гнутка и ивовый прут, основы берестяного дела), «Веретенце» (традиции и техники плетения, традиции и техники ткачества, традиции бисерного низания, плетения и ткачества, традиции гобеленового ткачества, традиционные игрушки и сувениры из ниток), «Стежки-дорожки» (вышивка, лоскутное шитье, тряпичная кукла) и «Сибирское узорочье» (художественные промыслы, традиционные крестьянские росписи, набойка на ткани, тарарушка, шерстобитие, краски старых мастеров).