Исследовательско-прикладная мастерская «Ремесленное подворье»

В любом ремесле существуют свои секреты и тонкости, которые трудно описать словами. Иными словами, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

ДООП «Наследие ремесел России и Алтая» реализуется в формате исследовательско-прикладных мастерских.

Одна из таких мастерских - «Ремесленное подворье».

Исследовательско-прикладная мастерская «Ремесленное подворье»  занимается исследованием и воспроизводством огромного пласта нематериального наследия – изучение и апробация техник и технологий изготовления игрушек, утвари, предметов быта и украшений  из глины, бересты, рогоза, ивового прута и травы. Очень важно, что дети знакомятся с  различными по структуре,  фактуре и свойствам  материалами. Практическая деятельность в исследовательско-прикладной мастерской оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка, на формирование образного мышления, произвольного внимания, памяти через развитие сенсомоторики (согласованность в работе глаза и руки)  и фантазии. Работа над проектами (изделиями) – от исследования до исполнения  формирует умение осуществлять планирование, контроль и оценку своей деятельности.  

Обучение в  исследовательско-прикладной мастерской «Ремесленное подворье» осуществляется по 5 модулям – артелькам,

в каждой из которых ребята изучают различные виды традиционного ремесла. 

Артелька «Уроки гончара»
Артелька «Уроки гончара»
В процессе обучения дети осваивают различные техники традиционной лепки плоскостных и объёмных форм из глины (из цельного куска, жгутом и др.), изучаются формы традиционных изделий (утварь, украшения), дети получают навыки расшифровки, описания экспонатов, эскизирования и изготовления изделий (всех стадий: лепка, декорирование, сушка, обжиг) и постепенно приходят к работе на гончарном круге, в более старшем возрасте – постигают основы изготовления изделий методом литья.
Артелька «Глиняная игрушка»
Артелька «Глиняная игрушка»
В артельке «Глиняная игрушка» изучаются самобытные феномены нематериального наследия народных мастеров – многообразие видов, форм, технологии и особенности русской традиционной глиняной игрушки (Каргопольской, Абашевской, Филимоновской, Дымковского промысла, Романовской, Петровской, Алтайской и др.), особенности декорирования. Дети учатся различать игрушки по стилю, цветовой гамме, форме, способам нанесения декора. Каждый ребёнок может попробовать свои силы в изготовлении различных видов игрушек.
Артелька «Игрушки и сувениры из рогоза и травы»
Артелька «Игрушки и сувениры из рогоза и травы»
В данной артельке дети изучают технологии работы с природным материалом – рогозом и травой, осваивают особенности технологии обработки этих материалов, техник и навыки изготовления игрушек, сувениров, утвари (игрушки-стригушки, скульптурные игрушки и сувениры, плетёные изделия). Включая в работу другие материалы (атласные ленты, бисер, лён, кожу), юные мастера не только используют знания и навыки, полученные на занятиях в других исследовательско-прикладных мастерских, но и выполняют высоко художественные произведения.
Артелька «Игрушка-гнутка и ивовый прут»
Артелька «Игрушка-гнутка и ивовый прут»
Дети, занимаясь в данной артельке, изучают самобытные навыки изготовления архаичных игрушек зооморфных форм из прута методом сгибания (игрушка – гнутка). В процессе работы развивается воображение и фантазия, не говоря о мелкой моторике. А традиции и технологии работы старых мастеров с ивовым прутом сегодня являются не только предметом изучения материального наследия, они развиваются и приумножаются. Сегодня мы знаем мастеров, которые изготавливают предметы утвари и быта, сувениры и игрушки. Для нас важно приобщить детей к наследию наших мастеров, создать условия для освоения детьми навыков работы с этим материалом - от заготовки и хранения до конечного продукта, от плоскостного изделия к объёмными сложным формам.
Артелька «Основы берестяного дела»
Артелька «Основы берестяного дела»
Береста является уникальным материалом, изделия приобретают свойства «мягкости», «бактерицидности» и т.д. Дети изучают технологии заготовки материала, особенности его свойств, хранения и обработки. Осваиваются технологии работы с плоскостными и объёмными изделиями (игрушки-конусы, шаркунки, утварь), технологии «прорезной бересты» и разных видов плетения. В силу того, что данный материал чрезвычайно проблематичен в заготовке, дети учатся использовать бересту для создания различных игрушек, небольших предметов утвари, украшений и сувениров.
 

Ведущая направленность дисциплины «Ремесленное подворье» – туристско-краеведческая. Это обусловлено тем, что программы этой направленности в системе дополнительного образования ориентированы на познание истории нашей Родины, своего региона, судеб соотечественников, семейных родословных, включают краеведение, музееведение и др. А любое ремесло или любимое занятие, как правило, идет из семьи.

Особенностью  организации образовательной деятельности является то, что занятия проводятся в различных форматах: одновозрастных группах, мелкогрупповые, занятия индивидуальной формы организации.

 

Поделиться

Важная информация

В данном разделе размещены номера кризисных служб, «горячих» телефонов, информационные материалы по вопросам здоровья, безопасности, обеспечения образовательного процесса и соблюдения прав всех его участников...

Центр управления регионом
Конкурс «Большая перемена»
Региональная инновационная площадка»
2024 год объявлен в России Годом семьи»

Государственные ресурсы