Освоение фольклора – это, прежде всего, изучение местных народных традиций.
Этнографический подтекст программы подразумевает кропотливую работу педагога по введению ребенка в мир фольклора, знакомство с жанрами: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки и др. Это и первое знакомство с жанрами народного календаря и его тесная связь с жизнью, трудом
Занятия по изучению и освоению народного песенного творчества нацелены на сохранение и развитие жизнеспособных форм фольклора, активизацию этнического самосознания и патриотизма подрастающего поколения, а также выработку механизмов, способствующих воспроизводству и сохранению национальных ценностей в современных условиях.
Предмет «Освоение местных певческих традиций» представляет собой комплексную дисциплину, состоящую из двух разделов: основы расшифровки (или работа с фонозаписью) и постановка голоса. Он тесно связан со всеми предметами школы и является логическим продолжением экспедиционной работы и залогом успешной деятельности в творческой мастерской ансамблевого пения.
Педагоги ДШИ решили объединить эти предметы, т.е. изучать и осваивать местные певческие традиции с помощью экспедиционных записей.
Методической основой программы является российский и региональный опыт работы фольклорных и этнографических объединений, изучающих традиционное русское народное песенное творчество, исторические документы и материалы, отражающие развитие и историю бытования русской традиционной культуры и песенного творчества, материалы экспедиционных и полевых исследований обучающихся и педагогов школы.
Своим содержанием программа связана со следующими дополнительными образовательными программами, реализуемыми в МБУ ДО ДШИ «Традиция»: - фольклорный танец, - инструменты устной народной традиции, - декоративно-прикладное творчество, - основы ремесла (народный костюм, ткачество и т.п.).
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Освоение местных певческих традиций» включает в себя теоретический и практический материал, распределённый по блокам и темам и состоит из двух разделов:
- Постановка голоса.
- Основы расшифровки (работа с фонозаписью) и вокальная интерпретация расшифрованных образцов.
В первом разделе программы осуществляется практическое освоение навыков народного пения (правильное певческое дыхание, освоение резонаторов, устранение имеющихся дефектов звукообразования, сохранение естественного «речевого» диапазона) и программного репертуара, состоящего из русских народных песен сибирско-алтайской традиции.
Во втором разделе осуществляется работа с фонограммой, расшифровка музыкального материала (степень расшифровки определяется возрастным уровнем подготовки ребенка, учебными требованиями) и его освоение. Данный раздел связан с вокальной интерпретацией расшифрованных песен. Каждое произведение подробно изучается, начиная с работы по расшифровке (в группе), музыкальнопоэтического анализа, разучивания с помощью фонограмм, освоения манеры пения конкретной локальной традиции.
Основой для изучения образцов местного певческого исполнительства а служат песенные жанры календарно – обрядового и семейно – бытового фолклора русских старожилов, казаков и поздних переселенцев Алтая (в основном – записи из экспедиций коллектива, фондовые записи фольклорно-этнографических центров разных регионов России, нотные сборники Алтая и Сибири, и т.д.).
Программа «Освоение местных певческих традиций» рассчитана на изучение на 2-ой-4-ой ступени обучения.
Занятия с 1-го по 5-ый класс проходят в мелкогрупповой форме, с 6-го по 11-ый – в индивидуальной форме.