|
|
О реализуемых дополнительных образовательных программах, социокультурных и исследовательских проектах
Организация деятельности МБУ ДО ДШИ «Традиция» осуществляется посредством реализации дополнительных образовательных программ с использованием приемов и методов этнопедагогики, здоровьесберегающих технологий, психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса на основе построения этнокультурного пространства саморазвития и самореализации и является целенаправленным процессом обучения и воспитания. Дополнительные образовательные программы и тематические планы согласовываются с администрацией школы. Основу программно – методического комплекса школы составляют авторские образовательные программы, кроме этого, используется ряд адаптированных программы учебных курсов, рекомендованных к обучению Министерством образования РФ («Народоведение» Ю.М. Новицкой). Все авторские и адаптированные программы имеют рецензии соответствующих компетентных специалистов, рассмотрены и имеют положительное экспертное заключение Экспертного совета школы, согласованы и приняты на заседании Педагогического совета, рассмотрены и рекомендованы к реализации Методическим советом и утверждены директором школы.
Дистанционное обучение
Информация о реализуемых в МБУ ДО ДШИ «Традиция» дополнительных общеобразовательных программах
Описание основной образовательной программы МБУ ДО ДШИ «Традиция»
Об учебном плане МБУ ДО ДШИ «Традиция»
Учебный план на 2020-2021 учебный год
Информация о численности учащихся МБУ ДО ДШИ «Традиция» в 2020-2021 учебном году
ЗНАЧИМЫЕ ПРОГРАММЫ
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклорное исполнительство»
|
Актуальность создания программы очевидна, так как ее главная идея – реконструкция этнокультурного пространства и этнопедагогической среды, в основу которых положены синкретическая природа фольклора и принципы этнопедагогики. Именно народное творчество издревле является важнейшей сферой художественной деятельности человека, одной из основных областей народной художественной культуры, а также считается наиболее ярким и эмоциональным видом народного искусства, источником и фундаментом этнопедагогической практики. Это ядро духовной жизни народа, средство передачи традиций, норм поведения, методов и форм воспитания.
Поэтому в МБУ ДО ДШИ «Традиция» к истокам народного песенного творчества, истории его бытования, многообразию жанров, видов, стилей и особенностей дети и подростки приобщаются в процессе занятий по парциальным программам «Ансамблевое пение», «Фольклорный танец», «Освоение местных певческих традиций» и «Инструменты устной народной традиции».
Программа является авторской, усовершенствованной. Первоисточник признан рецензентами авторским вариантом, был опубликован в сборнике: Детский центр русской традиционной культуры: основные направления и содержания деятельности. Из опыта работы Детского центра русской традиционной культуры с. Власиха. Барнаул: изд-во АКИПКРО, 1997. – 134 с.
Направленность парциальных программ – художественная, направленная на воспроизводство традиционного народного музицирования и исполнительства (максимальное приближение к традиционным формам бытования народной музыки, участие в гуляниях и праздниках, пение в не сценической обстановке), на сохранение и воссоздание духа коллективной фольклорной деятельности.
Адресат программы: учащиеся МБУ ДО ДШИ «Традиция» с 6,5 до 18 лет.
Форма обучения: очная, дистанционная.
Особенности организации образовательной деятельности: групповое (одновозрастные, разновозрастные), мелкогрупповое, индивидуальное обучение.
Срок и объем освоения программы: 11 лет, 2772 педагогических часов, из них:
Парциальная программа
|
Объем освоения
|
Ансамблевое пение (1-11 классы)
|
ВСЕГО – 1656 часов, из них:
«Стартовый уровень» – 4 года, 432 педагогических часов;
«Базовый уровень» – 1 год, 144 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» – 6 лет, 1080 педагогических часов
|
Фольклорный танец (1-11 классы)
|
ВСЕГО – 396 часов, из них:
«Стартовый уровень» – 4 года, 144 педагогических часов;
«Базовый уровень» – 1 год, 36 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» – 6 лет, 216 педагогических часов
|
Освоение местных певческих традиций (3-11 классы)
|
ВСЕГО – 324 часов, из них:
«Стартовый уровень» – 2 года, 72 педагогических часов;
«Базовый уровень» – 1 год, 36 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» – 6 лет, 216 педагогических часов
|
Инструменты устной народной традиции (1-11 классы)
|
ВСЕГО – 396 часов, из них:
«Стартовый уровень» – 4 года, 144 педагогических часов;
«Базовый уровень» – 1 год, 36 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» – 6 лет, 216 педагогических часов
|
|
Парциальная программа «Ансамблевое пение»
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ансамблевое пение» направлена на формирование у учащихся этнокультурного самосознания, потребности к активному, творческому труду, бережного отношения к ценностям нематериального и духовного наследия этноса, коммуникабельности, умения работать в реконструированной этнокультурной среде фольклорного объединения и передавать свои опыт и знания другим.
В процессе реализации программы осуществляется развитие и формирование специальных компетентностей обучающихся (музыкально-слуховых, метроритмических и танцевальных способностей в области фольклорного певческого исполнительства) и общекультурных компетенций (освоение новых знаний в области традиционного устного народного и декоративно-прикладного творчества, умений и навыков в работе с фольклорно-этнографическими и архивными материалами, в том числе, с использованием современных информационных и педагогических технологий: проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных технологий).
Цель программы – формирование и развитие базовых компетенций учащегося в фольклорном песенном исполнительстве.
Задачи:
развитие специально-музыкальных умений и навыков, творческой одарённости, формирования певческих навыков, народной манеры пения и умений музицировать и импровизировать в рамках определённой традиции;
воспитание уважительного отношения к традиционной народной культуре, духовному наследию родного народа и других этносов;
изучение исторических предпосылок развития народного песенного творчества, позволяющих свободно ориентироваться в жанровом, видовом и стилевом разнообразии традиционной народной музыки, получения знаний о закономерностях и формах бытования народного песенного творчества на примере конкретных локальных традиций, осознанного понимания роли и значения различных жанров и форм народного песенного творчества в жизни современного человека;
воспроизводство традиционного народного музицирования и исполнительства (максимальное приближение к традиционным формам бытования народной музыки, участие в гуляниях и праздниках, пение в несценической обстановке);
сохранение и воссоздание духа коллективной фольклорной деятельности.
Сроки реализации программы – 11 лет обучения, учебный материал распределён в соответствии с психофизиологическими возрастными особенностями учащихся на четыре ступени обучения, недельная нагрузка – 3 часов в неделю для учащихся 1-4 классов, 4 часа в неделю для учащихся 5 классов и с 6 по 11 классы учебная нагрузка составляет 5 часов в неделю. Продолжительность занятий 40-45 минут (в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, принятыми в учреждении).
Срок и объем освоения программы:
11 лет по 1656 педагогических часов, из них:
· «Стартовый уровень» – 4 года, 432 педагогических часов;
· «Базовый уровень» – 1 год, 144 педагогических часов;
· «Продвинутый уровень» - 6 лет, 1080 педагогических часов.
|
Рабочая программа 1 класс Данилина А.С.
Рабочая программа 2 класс Батеева Н.В.
Рабочая программа 2 класс Данилина А.С.
Рабочая программа 3 класс Батеева Н.В.
Рабочая программа 3 класс Данилина А.С.
Рабочая программа 4 класс Кондакова Н.В.
Рабочая программа 4 класс Данилина А.С.
Рабочая программа 6 класс Непомнящих Т.И.
|
Парциальная программа «Фольклорный танец»
|
Программа «Фольклорный танец» разработана для учащихся Детской школы искусств «Традиция» и реализуется в системе комплексного приобщения и обучения детей основам традиционного народного творчества в условиях реализации идей построения этнокультурного пространства.
«Фольклорный танец» введён в учебный план Детской школы искусств «Традиция» в качестве самостоятельной дисциплины, тесно и органично связан с такими предметами как освоение местных певческих традиций, ансамблевое пение, инструменты устной народной традиции.
Программой предусмотрен 7-летний курс обучения с учебной нагрузкой 1 час в неделю для групп и 4 года для учащихся 8-11 классов в индивидуальной форме.
Цель программы – формирование у детей национального самосознания, высоких духовных качеств и моральных ценностей, достоинства и патриотических качеств и чувств причастности к истории и культуре родного народа на основе развития двигательной активности, пластики движений, координации движений в соответствии со слуховым восприятием мелодии и ритма, метроритмических способностей, эстетического вкуса через углубленное изучение наследия народного танцевального творчества в особенностях традиций народного бытового танца.
Задачи:
изучение истоков танцевального творчества русского народа;
анализ и освоение локальных танцевальных исполнительских традиций;
освоение основных видов танцевального фольклора, овладение исполнительскими хореографическими приёмами, приёмами импровизации, синтетическими жанрами в системе танцевального фольклора;
развитие свободы детского творчества.
Материалы программы подобраны с учетом возрастных особенностей детей и основываются на многолетнем региональном опыте исследовательской работы высокопрофессиональных специалистов по фольклору, членами Союза фольклористов, основателей фольклорного движения в Алтайском крае, Сибирском регионе: Герасимовой Надежды Александровны, доцента кафедры хореографии Алтайской государственной академии искусств и культуры; тесном сотрудничестве с Сигарёвой Мариной Николаевной, преподавателем Алтайского колледжа культуры - заведующей специализацией «Народное художественное творчество» и «Декоративно-прикладное творчество», Асановым Вячеславом Владимировичем – членом союза композиторов, вице-президентом Академии фольклора, а также собственной фольклорно-исследовательской деятельности автора по различным районам Алтайского края и города Барнаула.
Отличительной особенностью программы является построение учебного материала на основе аутентичных образцов локальных традиций бытования народного танца, собранных в экспедициях по Алтайскому краю и сопредельных территорий.
Срок и объем освоения программы:
11 лет по 36 педагогических часов, всего – 396 часов, из них:
· «Стартовый уровень» – 4 года, 144 педагогических часов;
· «Базовый уровень» – 3 года, 108 педагогических часов;
· «Продвинутый уровень» – 4 года, 144 педагогических часов для групповых занятий и 4 года, 36 педагогических часов для индивидуальных занятий.
|
Рабочие программы по «Фольклорному танцу»:
Фольклорный танец 1 класс
Фольклорный танец 2 класс
Фольклорный танец 3 класс
Фольклорный танец 4 класс
Фольклорный танец 6 класс
|
Парциальная программа «Освоение местных певческих традиций»
|
Парциальная программа «Освоение местных певческих традиций» представляет собой комплексную дисциплину, состоящую из двух разделов: основы расшифровки (или работа с фонозаписью) и постановка голоса. Он тесно связан со всеми предметами школы и является логическим продолжением экспедиционной работы и залогом успешной деятельности в творческой мастерской ансамблевого пения.
Программа «Освоение местных певческих традиций» рассчитана на 9 лет обучения (с 3 по 11 классы), учебный материал распределён в соответствии с психофизиологическими возрастными особенностями обучающихся на три ступени обучения.
Цель программы – развитие специально-музыкальных умений и навыков, творческой одарённости, формирования певческих навыков, народной манеры пения и умений расшифровывать фольклорный материал, музицировать и импровизировать в рамках определённой традиции.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
воспитание уважительного отношения к традиционной народной культуре, духовному наследию родного народа и других этносов;
изучение исторических предпосылок развития народного песенного творчества, позволяющих свободно ориентироваться в жанровом, видовом и стилевом разнообразии традиционной народной музыки, получения знаний о закономерностях и формах бытования народного песенного творчества на примере конкретных локальных традиций, осознанного понимания роли и значения различных жанров и форм народного песенного творчества в жизни современного человека.
воспроизводство традиционного народного музицирования и исполнительства (максимальное приближение к традиционным формам бытования народной музыки, участие в гуляниях и праздниках, пение в не сценической обстановке);
сохранение и воссоздание духа коллективной фольклорной деятельности.
Учебный план предполагает организацию учебных занятий с периодичностью 1 час в неделю. Продолжительность занятий 40-45 минут (в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, принятыми на текущий учебный год).
Срок и объем освоения программы:
9 лет по 36 педагогических часов, всего – 324 часа, из них:
· «Стартовый уровень» – 3-4 классы, 2 года, 72 педагогических часов;
· «Базовый уровень» – 5 класс, 1 год, 36 педагогических часов;
· «Продвинутый уровень» – 6-11 классы, 6 лет, 216 педагогических часов.
|
Рабочие программы по «ОМПТ»:
Групповая форма обучения:
Рабочая программа омпт 2 класс
Рабочая программа омпт 3 класс Данилина А.С.
Рабочая программа омпт 4 класс Данилина А.С.
Индивидуальная форма обучения:
Рабочая программа омпт 6 класс
Рабочая программа омпт 6 класс Баталовой Алевтины.pdf
Рабочая программа омпт 6 класс Баталовой Арины
Рабочая программа омпт 6 класс Белкина
Рабочая программа омпт 6 класс Губарева
Рабочая программа омпт 6 класс Дусева
Рабочая программа омпт 6 класс Колышкина
Рабочая программа омпт 6 класс Петрова
Рабочая программа омпт 6 класс Постникова
|
Парциальная программа «Инструменты устной народной традиции»
|
Цель парциальной программы «Инструменты устной народной традиции» - раскрытие творческого потенциала ребенка и развитие его музыкальных способностей через обучение навыкам игры на инструментах устной народной традиции.
Задачи:
изучить историю музицирования и среду бытования инструментов устной народной традиции, приёмов музицирования на инструментах устной народной традиции;
воспроизвести технологии изготовления инструментов устной народной традиции;
реконструировать исполнительство в рамках локальной традиции;
способствовать формированию навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, постижения духовного мира человека;
всесторонне развивать личностный творческий потенциал ребенка, формировать его эстетическую культуру;
развивать навыки импровизации и умения аккомпанировать;
обучать детей народным инструментальном наигрышам и традиционной ритмической основе.
Программа «Инструменты устной народной традиции» разработана на 11 лет обучения. Данная программа тесно взаимосвязана с другими учебными программами Лаборатории реконструкции фольклорных традиций и предполагает параллельное изучение таких предметов, как «Ансамблевое пение», «Освоение местных певческих традиций», «Народный танец».
Классификацию и видовое разнообразие инструментов устной народной традиции, историю их происхождения, бытования и распространения дают труды музыкантов-фольклористов С.Н. Старостина, А.М. Мехнецова, А.А. Банина, Д.А. Рытова.
Учебный план предполагает организацию учебных занятий с периодичностью 1 час в неделю (в соответствии с выделяемым по данной программе финансированием). Продолжительность занятий 40-45 минут.
Срок и объем освоения программы:
11 лет по 36 педагогических часов, всего – 396 часа, из них:
· «Стартовый уровень» – 1-4 классы, 4 года, 144 педагогических часов;
· «Базовый уровень» – 5 класс, 1 год, 36 педагогических часов;
· «Продвинутый уровень» – 6-11 классы, 6 лет, 216 педагогических часов.
|
Рабочие программы по «ИУНТ»:
Рабочая программа ИУНТ 1 класс
Рабочая программа ИУНТ 2 класс
Рабочая программа ИУНТ 3 класс
Рабочая программа ИУНТ 4 класс
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нематериальное наследие»
|
Программа «Нематериальное наследие»
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Нематериальное наследие» предоставляет право каждому ребенку освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. При этом в ней используется важнейшее свойство народной культуры – её живая, органическая системность, позволяющая сформировать личность с целостным, нераздробленным миропониманием. Системность народной культуры состоит в том, что средствами художественного языка в произведениях разных видов искусства выражено народное понимание сущностных связей, определяющих смысл жизни каждой отдельной личности и целого народа. Эти связи можно представить в виде трёх стержневых параметров, таких, как: человек и природа, человек и семья, человек и история. Именно они организуют жизнедеятельность любого народа в его историческом прошлом, настоящем и будущем. Понимание того, как решались эти сущностные для каждого народа и человека проблемы предками, помогает потомкам восстановить преемственность в развитии отечественной культуры, понять её место в мировом культурном процессе, найти соответствующие традициям современные новации в решении нынешних острых, социально-исторических, экологических, нравственно- эстетических и многих других проблем.
Программа «Нематериальное наследие» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики и специфики учебного процесса МБУ ДО ДШИ «Традиция», задач формирования у ребенка способности к познанию мира через чувства, эмоции, определенно устроенную деятельность. Доминирующее значение имеет направленность программы на формирование личностно-ценностных отношений ребенка к миру. Ведущая направленность программы – туристско-краеведческая. Это обусловлено тем, что программы этой направленности в системе дополнительного образования ориентированы на познание истории нашей Родины, своего региона, судеб соотечественников, семейных родословных, включают краеведение, музееведение и др. А любое ремесло или любимое занятие, как правило, идет из семьи.
Программа коллективно-авторская, ее содержание примерное, потому что к образовательному процессу привлекаются уникальные специалисты, в том числе и признанные народные мастера в области традиционных ремесел и декоративно-прикладного творчества, которые привносят все новые и новые старинные премудрости и секреты мастерства. Основная программа признана рецензентами авторским вариантом, опубликована в сборнике: Детский центр русской традиционной культуры: основные направления и содержания деятельности. Из опыта работы Детского центра русской традиционной культуры с. Власиха. Барнаул: изд-во АКИПКРО, 1997. – 134 с.
Реализация программы осуществляется в 2 этапа, по двум парциальным программам «Наследие ремесел Алтая» и «Наследие ремесел «России».
Программа модульная, каждый модуль – отдельная мастерская декоративно-прикладного творчества и ремесел. Программа реализуется по подгруппам, в одном классе работают 4 педагога дополнительного образования. Все мастерские распределены между педагогами – специалистами в определенной области. Модули можно комбинировать, убирать или добавлять новые.
Программа адресована учащимся 1-11 классов, от 6,5 до 18 лет.
Срок и объем освоения программы:
11 лет, 1584 педагогических часов, из них:
Парциальные программы
|
Стартовый уровень (1-4 классы)
|
Базовый уровень (5-6 классы)
|
Продвинутый уровень (7-11 классы)
|
Наследие ремесел Алтая
|
4 года, 576 педагогических часов
|
2 года, 288 педагогических часов
|
|
Наследие ремесел России
|
|
|
5 лет, 720 педагогических часов
|
Форма обучения: очная, дистанционная
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные, мелкогрупповая форма организации занятия
Режим занятий:
Парциальные программы
|
Стартовый уровень
1-4 класс
|
Базовый уровень
5-6 класс
|
Продвинутый уровень
7-11 классы
|
Наследие ремесел Алтая
|
4 часа в неделю;
144 часов в год
Всего – 576 часов
|
4 часа в неделю;
144 часов в год
Всего – 288 часов
|
|
Наследие ремесел России
|
|
|
4 часа в неделю;
144 часов в год
Всего – 720 часов
|
|
Парциальная программа «Наследие ремесел России»
|
В Детской школе искусств «Традиция» изучение культуры русского народа является приоритетным направлением образовательной практики, одной из ее составляющих дисциплин – декоративно-прикладное творчество. Это комплексный курс, включающий в себя различные модульные программы, разрабатываемые педагогами школы. Введение в учебный план учреждения дисциплин, которые позволяют знакомить учащихся с традиционной художественной культурой края, способствует достижению цели программы. Комплексность заключается в постановке и решении задач обучающего, воспитательного, развивающего, оздоровительного характера, в многообразной деятельности структур детских коллективов.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Наследие ремесел Алтая» реализуется в целях обеспечения образовательных услуг, но в большей степени связан с созданием пространства взаимодействия детей и взрослых, обеспечением необходимого сопровождения и поддержки ребенка в его личностном росте, культивирования тех способностей, которые обеспечат их права на свободное развитие, обретение ими конкурентоспособности на рынке труда и профессионального образования.
Для реализации обозначенной образовательной цели выделены следующие задачи:
духовно-нравственное становление личности через осмысление духовных ценностей народной культуры;
сохранение и развитие ремесел и произведений декоративно-прикладного творчества на основе исторически сложившихся художественно-стилевых особенностей и традиционных технологий местного народного искусства;
развитие творческого потенциала и способностей, оказание помощи в жизненном самоопределении и полноценной самореализации индивидуальности;
обучение основам изготовления различного вида художественных произведений на основе традиций декоративно-прикладного искусства;
развитие творческого подхода к созданию авторских произведений декоративно-прикладного творчества.
Срок и объем освоения программы:
2 года по 144 педагогических часов, из них:
· «Стартовый уровень» - 4 года, 576 педагогических часов;
· «Базовый уровень» - 2 года, 288 педагогических часов.
|
Рабочие программы по «Наследию ремесел России»:
Рабочая программа 1 класс Назарова
Рабочая программа 2 класс Назарова
Рабочая программа 3 класс Назарова
Рабочая программа 4 класс Назарова
Рабочая программа 109 шк Вялова C.Н
|
Парциальная программа «Наследие ремесел Алтая»
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наследие ремесел России» реализуется с целью создания пространства свободного развития ребенка на основе обретения им профессионального мастерства в области традиционных ремесел и декоративно-прикладного творчества для приобретения личной конкурентоспособности на рынке труда и основы дальнейшего профессионального образования.
Для реализации обозначенной образовательной цели выделены следующие задачи:
духовно-нравственное совершенствование личности на основе духовных ценностей народной культуры;
сохранение и развитие ремесел и произведений декоративно-прикладного творчества на основе исторически сложившихся художественно-стилевых особенностей и традиционных технологий местного народного искусства;
развитие творческого потенциала и способностей, оказание помощи в жизненном самоопределении и полноценной самореализации индивидуальности;
обучение основам изготовления различного вида художественных произведений на основе традиций декоративно-прикладного искусства;
создание авторских произведений декоративно-прикладного творчества.
Программа реализуется в индивидуальной форме, в объеме 4 часа в неделю, объем материала в год – 144 часа.
Возраст обучающихся – 12-18 лет. Занятия в отдельной мастерской проводятся один раз в неделю по одному часу. Количество часов и нагрузка на ребенка может быть изменена в связи с условиями реализации программы.
Срок и объем освоения программы:
5 лет по 144 педагогических часов, из них:
· «Продвинутый уровень» - 5 лет, 720 педагогических часов.
|
Рабочие программы по «Наследию ремесел Алтая»:
Рабочая программа 6 класс Шапилова
Рабочая программа 8 класс Шапилова
Рабочая программа 9 класс Шапилова
|
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа эстетических начал»
|
ДООП «Школа эстетических начал»
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школа эстетических начал» создана для введения детей в этнопедагогическое пространство, в котором реализуется целый комплекс программ МБУ ДО ДШИ «Традиция».
Направленность программы – художественная.
Программа комплексная, реализуется с использованием трех парциальных программ «Ладушки», «Маленькие мастера» и «Ритмика».
Программа адресована дошкольникам 5-7 лет.
Срок и объем освоения программы:
2 года, 576 педагогических часов (8 часов в неделю), из них:
Парциальные программы
|
Стартовый уровень (5-6 лет)
|
Базовый уровень (6-7 лет)
|
Ладушки
|
1 год, 72 часа
|
1 год, 72 часа
|
Маленькие мастера
|
1 год, 144 часа
|
1 год, 144 часа
|
Ритмика
|
1 год, 72 часа
|
1 год, 72 часа
|
Режим занятий:
Парциальные программы
|
Стартовый уровень
(5-6 лет)
|
Базовый уровень
(6-7 лет)
|
Ладушки
|
2 часа в неделю;
72 часов в год
|
2 часа в неделю;
72 часов в год
|
Маленькие мастера
|
4 часа в неделю;
72 часов в год
|
4 часа в неделю;
72 часов в год
|
Ритмика
|
2 часа в неделю;
72 часов в год
|
2 часа в неделю;
72 часов в год
|
Форма обучения: очная, дистанционная
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
|
Парциальная программа «Ладушки»
|
Парциальная программа «Ладушки» разработана на основе опыта работы педагогического коллектива Детской школы искусств «Традиция».
Фольклор по своей природе имеет много функций: воспитательную функцию (ребенок постигает основные нравственные понятия, учится видеть и ценить прекрасное); образовательную функцию (на основе фольклорного материала ребенок узнает об устройстве мира, взаимоотношениях людей); развивающую функцию; фольклор социализирует ребенка.
Таким образом, фольклор является основой для реализации задач данной программы.
Основная цель – формирование базовых компетентностей ребёнка в области музыкального фольклора на основе развития музыкальных способностей, творческой одарённости, исполнительских навыков в рамках воспитания уважительного отношения к традиционной народной культуре, духовному наследию родного народа и других этносов, в пространстве традиционных форм бытования народной музыки, воспроизводства и воссоздания духа коллективной фольклорной деятельности.
Воспитание и образование дошкольников предполагается по нескольким направлениям: художественно-эстетическое, нравственное, музыкальное.
|
Рабочие программы по «Ладушкам»:
Рабочая программа ШЭН-5
Рабочая программа ШЭН-6
|
Парциальная программа «Ритмика»
|
Цель парциальной программы «Ритмика» – развитие творческих способностей, художественного вкуса, потребностей, воспитание воли, выносливости, культуры поведения, настойчивости и памяти, приобщение к народным традициям своего края на основе освоения танцевальной культуры.
Задачи:
помочь дошкольнику научиться быть свободным в танцевальном творчестве;
способствовать обретению языка жестов в танце, с помощью которого дети могут выражать свою индивидуальность в импровизированных игровых ситуациях, при исполнении песен и традиционных танцев;
развить и скорректировать двигательные навыки (координацию, ориентацию в пространстве, осанку, выносливость и т.д.);
создать условия для приобретения определённых качеств, которые присутствуют у творческого человека (терпение, творческое и пространственное воображение и многие другие).
Предполагается, что во время обучения каждый ребёнок получит представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота традиционного танца – это совершенство движений тела, выразительность, лёгкость, гармония с окружающим миром.
|
Рабочие программы по «Ритмике»:
Рабочая программа ШЭН-5
Рабочая программа ШЭН-6
|
Парциальная программа «Маленькие мастера»
|
Цель парциальной программы «Маленькие мастера» – формирование базовых компетентностей ребёнка в области декоративно-прикладного творчества на основе его введения в мир традиционного декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
знакомить детей с особенностями и традициями разных видов ремесел и декоративно-прикладного творчества;
формировать начальные навыки самостоятельной практической деятельности, эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук и упражнений на артикуляцию;
развивать мелкомоторные функции рук, речь, а также абстрактное мышление, память, внимание, оптико-пространственное восприятие, воображение и наблюдательность;
воспитывать уверенность в себе и своих возможностях, положительное эмоционально-эстетическое отношение к народному творчеству, как наследию национальной культуры;
воспитывать нравственные качества, помогающие формированию личности, способной понимать и сохранять прекрасное.
В результате освоения программы дети будут для творчества использовать природный материал, научатся подбирать цвета, изготовлять традиционные игрушки, работать кистью и красками, делать аппликации из соломки, владеть основами работы с глиной.
|
Рабочие программы по «Маленьким мастерам»
Маленькие мастера ШЭН-5
Маленькие мастера ШЭН-6
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотые ворота»
|
ДООП «Золотые ворота»
|
ДООП «Золотые ворота» разработана для реализации в условиях Детской школы искусств «Традиция» на базе дошкольных образовательных учреждений пригородных территорий города Барнаула и направлена на формирование у учащихся старшего дошкольного возраста этнокультурного самосознания, стойкого интереса и потребности к коллективной фольклорно-творческой деятельности, бережному и ценностному отношению к миру материального и духовного этнокультурного наследия и коммуникабельности.
В процессе реализации программы осуществляется развитие и формирование специальных компетентностей учащихся (музыкально-слуховых и метроритмических) и общекультурных компетенций (освоение новых знаний в области традиционного устного народного творчества).
Самобытность и разнообразие фольклорных традиционных игр позволяет значительно активизировать процесс восприятия детьми этнохудожественного материала и вовлечения их в этнокультурную традицию. Кроме этого, фольклор, как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа, с давних времён активно используется в народной педагогике и является исключительно ценным материалом для процесса воспитания детей.
ДООП «Золотые ворота» рассчитана на 2 года обучения (стартовый уровень) и реализуется в сетевой форме с дошкольными образовательными организациями, когда происходит объединение ресурсов (от МБДОУ – дети, учебные помещения (площади); от МБУ ДО ДШИ «Традиция» - программа, педагог дополнительного образования, материально-техническое обеспечение программы) на основе коллаборации (сотрудничества) организаций для достижения общей цели – формирование основ нравственной личности, базирующейся на общечеловеческих ценностях и традиционной народной культуре.
Основной организационной формой реализации программы является учебное занятие в групповом формате. Учебный план предполагает организацию учебных занятий с периодичностью проведения 1 раз в неделю, 36 часов в год. Наполняемость детей в группах 10-15 человек, продолжительность занятий в соответствии с требованиями СанПиН – 30 минут.
Форма обучения: очная/ дистанционная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
|
Рабочие программы по «Золотым воротам»:
Золотые ворота второй год обучения
Золотые ворота первый год обучения доу 161
Рабочая программа 269 1 гр.
Рабочая программа 269 3 гр.
Рабочая программа 269 6 гр.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подмастерья»
|
ДООП «Подмастерья»
|
Занятия по программе «Подмастерья» для учащихся отделения социокультурных инициатив старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в МБУ ДО ДШИ «Традиция» направлены на приобщение детей к народным традиционным ремеслам, на развитие и формирование его духовного мира в целом. Эти занятия развивают глазомер и чувствительность кончиков пальцев, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, заставляют работать мысль, формируют произвольное внимание, сообразительность, смекалку, развивают сенсорику, мелкую моторику.
Цель программы – формирование базовых компетентностей учащихся на основе передачи опыта, накопленного многими поколениями мастеров, для сохранения традиционных видов ремесел и декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
пробудить у детей интерес к познанию ремесел и декоративно-прикладного творчества и желание передать свои ощущения через творческую деятельность;
ввести ребенка в мир традиционных ремесел и декоративно-прикладного творчества;
сформировать и развивать начальные навыки практической деятельности;
воспитывать положительное эмоционально-эстетическое отношение к традиционным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству.
Программа «Подмастерья» рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Занятия проводятся по 25-30 минут два раза в неделю. Наполняемость групп – 8-10 человек.
Срок и объем освоения программы:
2 года по 72 педагогических часов, из них:
· «Стартовый уровень» – 2 года, 144 педагогических часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
|
Рабочие программы по «Подмастерьям»
Рабочая программа 1 год 2020
Рабочая программа 2 год 2020
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия здоровья «Русская здрава»
|
ДООП «Студия здоровья «Русская здрава»
|
Педагогический коллектив Детской школы искусств «Традиция» строит свою работу, во многом опираясь не только на современные методики, но и на опыт наших предков. В частности, опыт «Русской здравы» учит сохранять и укреплять здоровье.
Программа адресована подросткам с 10 до 17 лет, срок ее реализации составляет 3 года обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Дети в объединение принимаются без специального отбора, на основе свободного выбора и по желанию.
Цель программы – формирование базовых компетентностей ребёнка в области здорового образа жизни.
Задачи:
освоение методик «Русской здравы» для восстановления, сохранения и укрепления здоровья;
выделить наиболее простые и совершенные методики укрепления здоровья каждым учащимся;
применять идеи, предложенные в программе для более качественного улучшения здоровья;
пропагандировать знания о здоровом образе жизни наши предков для воспитания здорового поколения.
Принципы «Русской здравы» гласят:
1. Чисто пить (не есть и не пить мутного) – ВОДА.
2. Чисто есть (то есть не употреблять несвежих продуктов) – ЗЕМЛЯ.
3. Чисто дышать – ВОЗДУХ.
4. Грамотно использовать тепло своего организма – ОГОНЬ.
Срок и объем освоения программы:
3 года, 216 педагогических часов, из них:
· «Стартовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часов;
· «Базовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часов;
· «Продвинутый уровень» - 1 год, 72 педагогических часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные, разновозрастные.
Режим занятий:
Предмет
|
Стартовый уровень
|
Базовый уровень
|
Продвинутый уровень
|
Русская здрава
|
2 часа в неделю;
72 часа в год
|
2 часа в неделю;
72 часа в год
|
2 часа в неделю;
72 часа в год
|
|
Рабочие программы по «Русской здраве»:
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные подвижные игры»
|
ДООП «Народные подвижные игры»
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные подвижные игры» разработана для реализации в условиях Детской школы искусств «Традиция» на базе общеобразовательного учреждения и направлена на формирование у учащихся школьного возраста этнокультурного самосознания, стойкого интереса и потребности к здоровому образу жизни на основе знаний о подвижных играх, бережному и ценностному отношению к миру материального и духовного этнокультурного наследия и коммуникабельности.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития.
Цель программы – воспитание национального самосознания ребенка на основе возрождения традиционной народной игровой культуры и ее сохранения на современном этапе.
Задачи:
· приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
· получение необходимых теоретических знаний в области физической культуры, спорта, гигиены;
· обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
· развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
· гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса;
формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье.
Срок и объем освоения программы:
3 года по 72 педагогических часов, из них:
· «Стартовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часов;
· «Базовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часов;
· «Продвинутый уровень» - 1 год, 72 педагогических часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные, разновозрастные.
|
|
|
|